ФЁДОР СТРОГАНОВ
И. С. Бах, С. Франк, Ш. М. Видор, О. Мессиан, Л. Боэльман
Фёдор Строганов, орган
2010
Издание: студия «МузАртель».
Звук: Иван Лебедев (запись), Алексей Розов (мастеринг).
Оформление: дизайн-студия «Чайковский». Фото, редактор: О. Губанова.
© Фёдор Строганов, Москва, 2010.
Feodor Stroganoff a été mon élève au Conservatoire de Paris durant l’année 1992—1993. Il m’a très agréablement étonné en jouant, dès sa première leçon, le Prelude en Mi bémol de Bach par coeur, selon notre tradition francaise.
Durant ces études en France, il m’a également joué des oeuvres du répertoire français, dont quelque pieces d’Olivier Messiaen comme «Dieu parmi nous». Il s’est magnifiquement joué des valeurs rythmiques si particulières à ce compositeur. Fedor improvise également tres bien: lors de mon premier voyage à Moscou en 1993, il m’a montré l’orgue Cavaille-Coll du Conservatoire en improvisant sur divers mélanges de jeux, là encore avec les principe de la tradition francaise qui l’avait inspiré à Paris.
J’ai toujours plaisir à le revoir lorsque je reviens à Moscou; il ne manque jamais de venir à mes concerts dans la capitale russe.
J’ai été très heureux d’entendre le premier CD de Feodor Stroganoff, et je suis ravi de savoir qu’il en enregistre maintenant un deuxième, pour le bonheur des amateurs de la musique d’orgue.
Olivier Latry,
titulaire du Grand Orgue de Notre-Dame de Paris,
professeur d’orgue au Conservatoire national supérieur de musique de Paris
Фёдор Строганов обучался у меня в Парижской консерватории в течение 1992—1993 годов. Он сразу обратил на себя внимание: исполнил на первом знакомстве прелюдию Баха ми-бемоль мажор наизусть, что мы, французы, так любим. Потом он прошел под моим руководством несколько пьес Оливье Мессиана, в частности, последнюю — «Бог среди нас». У Мессиана надо абсолютно точно считать все длительности, ни в коем случае не сокращать их длину! Строганов также хорошо импровизирует; когда я попросил его показать мне орган Кавайе-Колля в Большом зале Московской консерватории, он импровизировал на различных регистровых комбинациях, следуя принципам французской традиции, которой он вдохновился в Париже.
Я всегда с удовольствием вижусь с ним, когда бываю в Москве, он никогда не пропускает моих концертов в русской столице. Я был очень счастлив прослушать первый диск Фёдора Строганова, и я рад узнать, что он записал теперь второй, к счастью любителей органной музыки.
Оливье Латри,
профессор Парижской консерватории,
титулярный органист Собора Парижской Богоматери
Музыка не истинна, не лжива.
Просто ты начинаешь существовать.
Антуан де Сент-Экзюпери
Осеннее солнце... Оно не бьёт в глаза, не раздражает, никому не навязывает себя.
Наверное, стоит прожить ещё хотя бы лет двадцать пять, чтобы со следующим поколением, уже достигшим зрелости, понять, что дробность не заменит целостность.
Фёдор Строганов в дружбе с музыкой. И она отвечает ему взаимностью. Ну а как же иначе? Фёдор Строганов — музыкант, исполнитель, композитор. Он бесконечно далёк от авангарда нотоигрателей, бегущих на штурм зимних дворцов.
Неужели вы не заметили, что последние полвека исполнение музыки перестало быть ис-полнением, а стало из-дроблением и разъ-ятием произведения на части? Фёдору Строганову не интересно парадоксальное нагромождение причудливых и пёстрых технических приёмов. Ему не интересна плохая графика — то, чем становится гениальное музыкальное произведение под руками нотоигрателей. Ему не интересно жонглирование на ярмарке и выставление себя напоказ.
Фёдору Строганову важно ис-полнение музыки, то есть поиск и обретение целостности. Он — один из тех очень немногих музыкантов, кто способен чувствовать и сохранять музыку как временнóе искусство, передающее движения души живым дыханием длительных фраз.
Фёдор Строганов — композитор, и понимает музыку изнутри. Он знает, что из осколков не построить собора, по фрагментам — не почувствовать красоту базилики.
Твои камни — камни, и только, но, соединившись, они могут стать колоннами, а колонны могут превратиться в храм (А. де Сент-Экзюпери). Игра Фёдора Строганова дарит слушателям возможность насладиться архитектоникой музыкальных произведений. Музыка, вновь обретая целостность в звучании, обретает и почти зримые формы.
Храм построен. Вы подходите к собору, но он не вдруг вырастает перед вами из-под земли. Храм построен уже давно. Он открывается вашему взору постепенно. И вы воспринимаете строение в том пространстве, в котором оно живет — среди деревьев, облаков и ветра.
Этот диск — запись концерта, сыгранного Фёдором Строгановым в ноябре 2009 года. Вы слушаете орган, и он звучит в соборе, среди людей, шорохов и бликов света.
Ирина Лукина
Посмотреть весь дизайн
(откроется ниже)